Закон Белорусской торгово-промышленной палаты

Закон «О ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЕ»
16 июня 2003Г. №208-3
Принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 23 мая 2003 года
Одобрен Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь 29 мая 2003 года

Настоящий Закон определяет основы правового статуса торгово-промышленной палаты, а также порядок создания и деятельности торгово-промышленных палат, особенности взаимоотношений торгово-промышленных палат, в том числе Белорусской торгово-промышленной палаты, и государства.

Статья 1. Правовое положение торгово-промышленной палаты
Торгово-промышленной палатой признается добровольное объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющееся негосударственной некоммерческой организацией, созданное в целях содействия развитию предпринимательской деятельности в Республике Беларусь, интегрирования ее экономики в мировую хозяйственную систему, создания благоприятных условий для упрочения внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами.Торгово-промышленная палата вправе:

  • выступать в качестве учредителя (участника) юридических лиц или собственника имущества в порядке, определенном законодательством;
  • создавать представительства и филиалы;
  • осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.

Статья 2. Принципы деятельности торгово-промышленной палаты
Деятельность торгово-промышленной палаты основывается на следующих принципах:

  • законности;
  • добровольного объединения членов торгово-промышленной палаты;
  • равноправия членов торгово-промышленной палаты;
  • невмешательства торгово-промышленной палаты в деятельность ее членов;
  • самостоятельности;
  • гласности.

Статья 3. Основные задачи торгово-промышленной палаты
Основными задачами торгово-промышленной палаты являются:

  • содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов предпринимательской деятельности с иностранными партнерами, увеличению экспорта белорусских товаров (работ, услуг), привлечению в национальную экономику иностранных инвестиций;
  • оказание практической помощи субъектам предпринимательской деятельности в развитии производства конкурентоспособной продукции, проведении торговых операций на внешних рынках;
  • представление и защита интересов членов торгово-промышленной палаты при осуществлении внешнеэкономической деятельности как в Республике Беларусь, так и в иностранных государствах;
  • развитие и укрепление связей с торгово-промышленными палатами, ассоциациями, союзами предпринимателей и другими неправительственными организациями иностранных государств;
  • распространение информации об экспортном, промышленном и научно-техническом потенциале Республики Беларусь, о национальном законодательстве в области внешнеэкономической деятельности, об обычаях и правилах международной торговли;
  • осуществление консультативно-информационной деятельности по исследованию и освоению иностранных рынков, поиску иностранных партнеров по внешнеэкономическому сотрудничеству, содействию в установлении контактов с субъектами предпринимательской деятельности Республики Беларусь;
  • совершенствование системы обучения и стажировки специалистов по вопросам внешнеэкономической деятельности;
  • организация международных и национальных выставок и ярмарок;
  • выполнение отдельных функций, возложенных на торгово-промышленную палату законодательством.
Статья 4. Создание торгово-промышленной палаты
Торгово-промышленная палата создается на основе добровольного объединения ее учредителей по инициативе не менее 15 учредителей при наличии согласия Президента Республики Беларусь. Торгово-промышленная палата подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Наименование торгово-промышленной палаты должно содержать слова «торгово-промышленная палата».Статья 5. Устав торгово-промышленной палаты
Учредительным документом торгово-промышленной палаты является ее устав. Устав торгово-промышленной палаты утверждается учредителями на учредительном съезде торгово-промышленной палаты.Устав торгово-промышленной палаты, кроме сведений, определенных пунктом 2 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь, должен содержать:

  • задачи торгово-промышленной палаты;
  • условия, порядок приобретения и утраты членства в торгово-промышленной палате;
  • права и обязанности членов торгово-промышленной палаты;
  • порядок формирования и полномочия органов торгово-промышленной палаты;
  • источники и порядок формирования имущества торгово-промышленной палаты;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;
  • порядок реорганизации и ликвидации торгово-промышленной палаты.

Статья 6. Руководящие органы торгово-промышленной палаты

Высшим органом управления торгово-промышленной палаты является съезд торгово-промышленной палаты, который созывается не реже одного раза в три года.

Съезд торгово-промышленной палаты избирает постоянно действующий исполнительный орган торгово-промышленной палаты, осуществляющий руководство ее деятельностью в период между съездами.

Статья 7. Членство в торгово-промышленной палате

Членами торгово-промышленной палаты могут являться любые юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые признают и выполняют положения устава торгово-промышленной палаты, уплачивают членские взносы и деятельность которых отвечает целям и задачам торгово-промышленной палаты.

Принятие в состав торгово-промышленной палаты, а также исключение из ее состава членов торгово-промышленной палаты осуществляются в соответствии с уставом торгово-промышленной палаты. Члены торгово-промышленной палаты в любое время могут выйти из ее состава.

Члены торгово-промышленной палаты имеют равные права и несут равные обязанности, связанные с членством в торгово-промышленной палате.

Отказ торгово-промышленной палаты в принятии юридического лица или индивидуального предпринимателя в состав торгово-промышленной палаты, а также решение об исключении из ее состава членов торгово-промышленной палаты могут быть обжалованы этим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в суд в течение шести месяцев со дня получения отказа или принятия решения.

Статья 8. Имущество торгово-промышленной палаты
Имущество торгово-промышленной палаты формируется за счет вступительных и членских взносов, прибыли от предпринимательской деятельности торгово-промышленной палаты, других доходов и поступлений, не запрещенных законодательством, и находится в собственности торгово-промышленной палаты.При создании торгово-промышленной палаты ее учредители наделяют торгово-промышленную палату имуществом, минимальный размер которого должен составлять сумму, эквивалентную 10 000 евро.

Доходы, прибыль и иное имущество торгово-промышленной палаты не могут распределяться между ее членами и используются только для выполнения уставных задач торгово-промышленной палаты.

Члены торгово-промышленной палаты утрачивают права на имущество, переданное торгово-промышленной палате в качестве вступительных и членских взносов.

Торгово-промышленная палата может иметь в собственности строения, сооружения, оборудование, транспортные и денежные средства, ценные бумаги и иное имущество, необходимое для осуществления уставных задач.

Статья 9. Ответственность торгово-промышленной палаты по своим обязательствам

Торгово-промышленная палата:

  • отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом;
  • не отвечает по обязательствам своих членов, равно как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством или уставом торгово-промышленной палаты.

Статья 10. Реорганизация и ликвидация торгово-промышленной палаты

Реорганизация и ликвидация торгово-промышленной палаты осуществляются в соответствии с законодательством и уставом торгово-промышленной палаты.

Имущество ликвидированной торгово-промышленной палаты, оставшееся после удовлетворения требований всех кредиторов, используется по решению ликвидационной комиссии в целях, предусмотренных уставом торгово-промышленной палаты.

Статья 11. Общие положения о деятельности торгово-промышленной палаты

Торгово-промышленная палата для достижения своих целей и решения возложенных на нее задач осуществляет деятельность по выполнению работ, оказанию услуг, указанных в статьях 12–17 настоящего Закона, а также иную деятельность, не запрещенную законодательством.

Торгово-промышленная палата вправе являться участником (учредителем, членом) только тех юридических лиц, деятельность которых направлена на достижение задач торгово-промышленной палаты.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, торгово-промышленная палата может заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).Статья 12. Деятельность торгово-промышленной палаты в области внешнеэкономического сотрудничества.

Торгово-промышленная палата в области внешнеэкономического сотрудничества может осуществлять следующие виды деятельности:

  • содействие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь в налаживании научно-технического и промышленного кооперирования, развитии других форм внешнеэкономического сотрудничества;
  • содействие расширению экспорта белорусских товаров (работ, услуг), выявлению и вовлечению во внешнеторговый
  • оборот неиспользованных ресурсов, новых видов товаров (работ, услуг), составлению бизнес-планов;
  • содействие членам торгово-промышленной палаты в приглашении в Республику Беларусь иностранных делегаций, проведении встреч и переговоров;
  • организацию и проведение в Республике Беларусь и иностранных государствах дней экономики, презентаций юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь и иностранных государств, симпозиумов и конференций;
  • организацию обучения специалистов по вопросам внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь и иностранных государствах, других мероприятий, направленных на повышение квалификации руководителей и специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – членов торгово-промышленной палаты;
  • иные виды деятельности в соответствии с законодательством.

Статья 13. Деятельность торгово-промышленной палаты в области выставочно-ярмарочной деятельности

Торгово-промышленная палата в области выставочно-ярмарочной деятельности может осуществлять следующие виды деятельности:

  • консультирование по всем вопросам выставочно-ярмарочной деятельности;
  • предоставление информации о выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь и иностранных государствах;
  • организацию коллективного участия юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь и иностранных государствах;
  • участие в организации подготовки и проведения выставок в иностранных государствах, а также выставок иностранных государств в Республике Беларусь;
  • подготовку специалистов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь по вопросам теории и практики участия в международных выставках и ярмарках в Республике Беларусь и иностранных государствах;
  • иные виды деятельности в соответствии с законодательством.

Статья 14. Деятельность торгово-промышленной палаты в области экспертизы

Торгово-промышленная палата в области экспертизы может осуществлять следующие виды деятельности:

проведение экспертизы количества, качества и комплектности товаров, сырья и оборудования;
проведение оценки стоимости имущества с соблюдением требований законодательства об оценочной деятельности;
консультирование по указанным видам экспертиз.

Статья 15. Деятельность торгово-промышленной палаты в области правового обеспечения внешнеэкономической деятельности

Торгово-промышленная палата в области правового обеспечения внешнеэкономической деятельности может осуществлять следующие виды деятельности:

  • оказание помощи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь и иностранных государств в разработке и составлении предварительных договоров, проектов договоров, иных документов, необходимых для ведения внешнеэкономической и предпринимательской деятельности;
  • подготовку документов для государственной регистрации в Республике Беларусь и иностранных государствах юридических лиц с иностранными инвестициями, получения разрешения на открытие в Республике Беларусь представительств иностранных организаций;
  • иные виды деятельности в соответствии с законодательством.

Статья 16. Деятельность торгово-промышленной палаты в области информации и рекламы

Торгово-промышленная палата в области информации и рекламы может осуществлять следующие виды деятельности:

  • обмен коммерческой информацией с иностранными государствами, международными организациями, торгово-промышленными палатами иностранных государств;
  • подбор, обработку и распространение информации по вопросам внешнеэкономической и предпринимательской деятельности в Республике Беларусь и иностранных государствах;
  • издание каталогов, бюллетеней, журналов, других печатных материалов;
  • иные виды деятельности в соответствии с законодательством.

Статья 17. Деятельность торгово-промышленной палаты в области патентно-лицензионной деятельности

Торгово-промышленная палата в области патентно-лицензионной деятельности может оказывать правовые услуги субъектам хозяйствования в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, программных продуктов), а также осуществлять иные виды деятельности в соответствии с законодательством.

Статья 18. Особенности правового статуса Белорусской торгово-промышленной палаты

Белорусская торгово-промышленная палата является центральной торгово-промышленной палатой на территории Республики Беларусь и осуществляет общую координацию деятельности торгово-промышленных палат, создаваемых на территории Республики Беларусь.Статья 19. Осуществление Белорусской торгово-промышленной палатой отдельных функций

Выполнение отдельных функций может быть возложено на Белорусскую торгово-промышленную палату законодательством.

Координацию деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты по выполнению переданных ей функций осуществляет Министерство иностранных дел Республики Беларусь.Статья 20. Деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты в области сертификации по подтверждению подлинности документов и свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы

Белорусская торгово-промышленная палата, кроме видов деятельности, указанных в статьях 12–17 настоящего Закона, может осуществлять:

  • выдачу и удостоверение сертификатов о происхождении товаров и установление принадлежности продукции (работ, услуг) к собственному производству в порядке, определяемом законодательством;
  • подтверждение подлинности документов, используемых в международном экономическом обороте, в порядке, предусмотренном законодательством;
  • свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Республики Беларусь;
  • иные виды деятельности, отнесенные к компетенции Белорусской торгово-промышленной палаты, в соответствии с законодательством.

Статья 21. Руководящие органы Белорусской торгово-промышленной палаты

Руководящими органами Белорусской торгово-промышленной палаты являются:

  • съезд – высший орган управления, созываемый не реже одного раза в три года;
  • совет – избираемый съездом орган управления, осуществляющий руководство деятельностью Белорусской торгово-промышленной палаты в период между съездами;
  • президиум – исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью Белорусской торгово-промышленной палаты, состав которого утверждается советом по представлению председателя Белорусской торгово-промышленной палаты;
  • председатель – руководитель Белорусской торгово-промышленной палаты, являющийся по должности председателем совета и президиума.

Председатель Белорусской торгово-промышленной палаты избирается на должность и освобождается от должности советом Белорусской торгово-промышленной палаты по предложению Министерства иностранных дел Республики Беларусь.

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 23. Приведение актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:
внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов в соответствие с настоящим Законом;

  • привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;
  • обеспечить приведение республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом.